Повышение подготовки обучающихся к конкурсам различного уровня по английскому языку

Проведение во внеклассной работе разнообразных и содержательных конкурсов и олимпиад помогает учителю активизировать повторение ранее усвоенного материала, закрепить приобретённые учащимися умения и навыки, сделать изучение предмета увлекательным. Учащихся не нужно убеждать в важности и полезности подготовительной работы. Стремление померяться своими силами, проверить знания, умения и навыки в соревновании с друзьями, ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, возможность узнать что-то новое, с пользой для себя провести досуг придают деятельности учащихся осознанно мотивированный характер.

Конкурсы проводятся как самостоятельное мероприятие или включаются в программу вечера, утренника, конференции. Условно их можно поделить на две группы:

языковые конкурсы с целью выявления степени освоения предмета;

творческие конкурсы с целью развития художественной самодеятельности учащихся на изучаемом языке [30, с. 127].

В числе языковых конкурсов такие: на лучшего знатока лексики и грамматики, на лучшее понимание прослушанного или прочитанного текста, на лучшее письмо другу, лучшее сообщение по теме и т.д.; творческие — на лучший художественный перевод, на лучшую инсценировку или драматизацию, фонетический конкурс, конкурс на лучшее исполнение песни на иностранном языке, на выразительно чтение стихов и отрывков из прозы.

Во время конкурсов школьники учатся самостоятельно оценивать работу своих товарищей и свою работу, правильно воспринимать критические замечания.

В 8-9-х классах следует проводить конкурсы на лучший рассказ, лучшее описание картин, исполнение народных  песен, письмо зарубежному другу, на лучшую стенгазету и т.д. В 10-11-х классах целесообразно проводить учебные конкурсы на лучший перевод (устный и письменный), рассказ о стране изучаемого языка, на лучшее сообщение по теме и конкурсы на лучшего политинформатора, лучшую подготовку делегации на общешкольный фестиваль на изучаемом языке и др. [39, c. 87].

Существует ряд требований к подготовке и проведению конкурсов, соблюдение которых обеспечивает их учебно-воспитательную эффективность.

Во-первых, конкурсы по предмету «иностранный язык», организованные на основе изученного материала, по содержанию и форме не должны дублировать урок или напоминать экзамен.

Во-вторых, к конкурсам необходимо готовить учащихся заранее: ознакомить с условиями проведения и критериями оценок, с лучшими образцами выполнения аналогичных заданий, указать материал, который они должны повторить, чтобы успешно участвовать в конкурсе. С целью предупреждения возможных ошибок организовать, если в этом есть необходимость, консультации, использовать в роли консультантов наиболее подготовленных старшеклассников.

В-третьих, планирование и проведение конкурсов должно учитывать логику учебно-воспитательного процесса и способствовать успешному решению конкретных целей и задач:

1. улучшить произношение;

2. содействовать формированию умений и навыков выразительного чтения;

3. повысить уровень практического владения грамматическим материалом;

4. расширить лексический запас учащихся и автоматизировать их умение использовать его в речи;

5. повысить аудитивную компетентность учащихся;

6. совершенствовать технику чтения или умения и навыки чтения про себя и т.д. [40, с. 127].

В последнее время проводится много различных муниципальных, региональных, всероссийских конкурсов, в которых учащиеся принимают участие. А чтобы их творческие работы были индивидуальными, интересными, без литературных штампов и прописных истин, необходимо детей обучать написанию сочинений, развивать их творческие задатки, познакомить с рифмой, со средствами художественной выразительности и т.д. На мой взгляд, очень эффективно проведение мастерской при подготовке к написанию творческих работ (от сочинений — миниатюр, сочинений-размышлений до стихотворений и исследований).

Олимпиада — это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.

Олимпиада — это серьёзное состязание в знаниях, умениях и навыках. Она проводится ежегодно в параллельных классах и состоит из двух туров: внутришкольного и городского или районного [41; c. 107].

Содержание олимпиады в современной школе проводится в формате ЕГЭ. В ходе подготовки к проведению олимпиады необходима соответствующая разъяснительная работа, цель которой — выработать у учащихся убеждение в том, что их успешное участие в олимпиаде не только своеобразный отчёт по владению иностранным языком, но и подготовка к ЕГЭ. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных детей, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию.

 При подготовке к олимпиадам большое внимание необходимо уделять навыкам работы над различными аспектами языка и видами речевой деятельности. Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность на факультативах и в кружках с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, что в дальнейшем и привлекает их к участию в олимпиадах и различных конкурсах, к выполнению творческих работ.

  Олимпиада способствует развитию у школьников интереса к самостоятельному изучению языка путем чтения специальной литературы, работы со словарями, справочниками, энциклопедиями, информационными носителями типа «Профессор Хиггинс», «Английский. Путь к совершенству» и др. Считаю, что в каждой школе должно отводиться специальное время для подготовки одаренных учеников к участию в предметных олимпиадах. Это могут быть элективные курсы или факультативные курсы и кружки, причем разовых занятий в неделю недостаточно. Должна быть выстроена система занятий.

В процессе подготовки к олимпиадам различного уровня учителю необходимо научить школьников, прежде всего, внимательно прочитывать инструкции и формулировки каждого задания. При подготовке к выполнению заданий по аудированию и педагогам ,и ученикам необходимо обратить внимание на следующее. Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Необходимо учить учеников понимать текст с первого предъявления, поскольку в реальных ситуациях общения повторы зачастую исключены. Обучаемым необходимо иметь «возможность слушать как мужские, так и женские голоса на иностранном языке. Если они аудируют только своего учителя, то есть опасность того, что людей противоположного пола они не смогут понимать чисто психологически. Поэтому на всех современных аудионосителях тексты начитываются как мужчинами, так и женщинами. Важно также, чтобы изучающие иностранный язык имели возможность аудировать людей разного возраста» [3, с. 126]. Знание речевых моделей, обслуживающих конкретные ситуации общения, наиболее частотных фразеологизмов и клише может значительно облегчить понимание речи на слух. Важны и отбор языкового и речевого материала, и система работы над лексикой. При обучении аудированию учитель должен ориентироваться на речевой опыт учеников, корректировать его и выбирать соответствующую структуру работы с аудиотекстом. Понимание потенциальных трудностей, которые тот или иной текст представляет для конкретной аудитории, может помочь грамотно организовать тренировку необходимых речевых умений.

Система работы с аудиотекстами обычно состоит из трех этапов: до прослушивания; во время прослушивания; после прослушивания. На дотекстовом этапе выполняются следующие задания: обсуждение вопросов/утверждений до прослушивания, догадка по заголовку/новым словам/возможным иллюстрациям, краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста. Этап слушания текста предполагает следующие задания: прослушать текст и вставить пропущенные слова в данных предложениях, прослушать текст и сказать, какие из предложенных ниже словосочетаний употреблялись в нем без каких-либо изменений, прослушать текст и сказать, какие определения к следующим словам

в нем встречались, закончить данные предложения. Послетекстовой этап предполагает возможность использовать прослушанный текст для дальнейшего развития навыков устной и письменной речи.

В процессе обучения и подготовки к олимпиадам у учеников необходимо сформировать умения отделять главную информацию от второстепенной; выявлять наиболее значимые факты; определять свое отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую/интересующую информацию.

На старшей ступени обучения ученики «должны овладеть основами культуры работы с различными типами письменного текста, преимущественно аутентичного характера, включая выбор оптимальной стратегии чтения с учетом своих коммуникативных и познавательных потребностей и функционального типа и назначения текста [2, с. 142]. При подготовке к выполнению олимпиадных заданий по чтению учителю необходимо тренировать детей в чтении аутентичных текстов «разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи» [1, с. 180]. Учителю необходимо научить учеников извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи;

вычленять смысловую информацию;

читать по ключевым словам;

работать со словарем;

использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

интерпретировать и трансформировать текст и т.д.

Поскольку целью обучения чтению является формирование умений просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умений извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи, то и на олимпиаде чтение проверяется именно с данных позиций.

При контроле чтения могут быть использованы различные формы заданий:

задание на множественную подстановку;

задание на множественный выбор;

восстановление текста;

поиск конкретной информации.

Работу с текстом следует проводить по трем этапам:

Дотекстовой этап (работа с заголовком, использование ассоциаций, связанных с именем автора, формулировка предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки, определение тематики/проблематики текста по вопросам или утверждениям).

Текстовой этап (ответы на предложенные вопросы, подтверждение правильности/ложности утверждений, выбор подходящего заголовка к каждому из абзацев и т.д.).

Послетекстовой этап, на котором выполняются следующие упражнения и задания:

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

Доказать, что…

Охарактеризовать…

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста.

Обосновать свой ответ.

Сказать, с каким из данных выражений был не согласен автор.

Составить план текста, выделив его основные мысли.

Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.).

Кратко изложить содержание текста/составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.

При подготовке к выполнению заданий лексико-грамматического теста учителю необходимо обратить внимание на то, что ученики должны иметь знания в области словообразования, формообразования глаголов, существительных, прилагательных, местоимений и числительных, так как ряд заданий проверяют навыки образования словоформ и употребления лексики.

При подготовке к выполнению заданий по письму необходимо обратить внимание обучающихся на следующие моменты:

внимательно изучить установку и понять цель письма:

что я пишу (письмо, отчет, рассказ, статью и т.д.);

кому я это пишу (учителю, предполагаемому работодателю, другу);

зачем я это пишу (проинформировать, развлечь, предостеречь и т.д.).

Обучающиеся должны:

научиться правильно использовать опорные тексты, выбирая и перефразируя полезную информацию из них;

использовать различные приемы логической организации и связи текста;

варьировать использование структур и лексики (особенно вводных структур в начале предложений);

делить тексты на абзацы;

соблюдать правила словообразования, орфографии и пунктуации;

использовать синонимы и избегать повторения одного и того же слова;

помнить об особенностях жанра текста;

не выходить за рамки указанного объема;

9) следить за почерком.

«Иностранный язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки» [1, с. 164].

При подготовке к выполнению заданий по говорению для совершенствования диалогических навыков и умений необходимо развивать следующие речевые умения:

умение задавать вопросы разных типов;

логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;

использовать различные реплики реагирования в процессе общения, проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;

употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения;

пользоваться различными способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т.д.

На олимпиаде проверяются умения речевого взаимодействия с партнером, а также степень сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.

Одним из важнейших пунктов мотивации участия детей в олимпиадном движении является тот факт, что победители и призеры финального этапа Всероссийской олимпиады вне конкурса зачисляются на профильный факультет любого вуза или колледжа страны. Достаточно предъявить диплом победителя, аттестат о полном среднем образовании (вместе с документом о ЕГЭ) и паспорт. На какой именно факультет или специальность принять абитуриента-олимпийца, решает вуз.Победителей такой олимпиады немного ‑ несколько десятков человек на всю Россию.

2.             Активизация участия обучающихся в интеренет- проектах и дистанционных конкурсах.

Чтобы активизировать участие детей в дистанционных образовательных проектах, необходимо ясно и чётко сформулировать преимущества такого вида деятельности:

  • ДОП помогают создать условия для системы непрерывного общего образования учеников, которое выходит за рамки кирпичных стен школы и становится открытым.

  • Участие в ДОП дарит их участникам яркие эмоциональные потрясения, стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Как следствие участник повышает свою самооценку, самоутверждается, растет в глазах учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.

  • С помощью ДОП образовательные учреждения предоставляют своим ученикам дополнительные образовательные услуги. Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения и современные средства телекоммуникаций (использование чата, форума и др.).

  • ДОП создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении: педагог может засчитать ученику участие в дистанционном проекте в качестве изучения раздела своего предмета[3].

  • ДОП особенно перспективны для сельских жителей и детей с ограниченными физическими возможностями, поскольку позволяют выявить среди них наиболее одаренных учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.

  • ДОП развивают интерес к изучаемым предметам, повышают эрудицию и интеллект, стимулируют активность, инициативность, самостоятельность, творчество учащихся, побуждают к сотрудничеству с педагогом и друг с другом.

  • ДОП содействуют взрослению и социализации, помогают профессиональному самоопределению старшеклассников.

  • Дистанционные технологии являются мощным инструментом познания окружающего мира, расширяют кругозор, способствуют формированию идеологии глобального мышления.

  • ДОП дают великолепную возможность сформировать личное портфолио как ученика, так и педагога, поскольку после подведения итогов участники получают грамоты, дипломы, свидетельства, которые могут стать отличным дополнением к аттестату при окончании школы и переходе на дальнейшую ступень образования. Таким образом, ДОП являются эффективным механизмом безотметочного оценивания учебных достижений учащихся независимо от школы и школьного учителя[2].

  • Самым главным, на наш взгляд, преимуществом участия в ДОП является самореализация ученика в личностно-значимой для него области.

   На данный момент существует такое огромное множество различных центров, сообществ, проектов, организаций, занимающихся проведением предметных и творческих дистанционных конкурсов, олимпиад, турниров,( напр., Skyeng Super Cup — это онлайн-олимпиада, которая позволит школьникам 5-8 класса проверить свои знания в игровом интерактивном формате и посоревноваться со сверстниками из России и других стран, а для старшеклассников это замечательный шанс подготовиться к экзаменам ЕГЭ и ОГЭ и пополнить свое портфолио) что иногда тяжело сориентироваться в этом богатом многообразии. И здесь очень важна роль учителя как главного инициатора, организатора (выбор конкурса, оплата, проверка работы на соответствие заявленным требованиям), наставника и помощника в подготовке к работе.

В целях облегчения поиска и планирования участия учащихся в предлагаемых ДОП  был составлен внушительный, однако, не исчерпывающий список образовательных сайтов. Представленная ниже таблица поможет желающим участвовать в дистанционном творчестве по английскому языку и проложить свой путь к успеху.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Эмблема

Уровень конкурса

Организация/Учредитель

Адрес сайта

МНОГОПРОФИЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ

Участие только через педагога

Всероссийский заочный интеллектуальный конкурс для школьников «Эрудит России»

Автономная Некоммерческая Организация Центр Дистанционного Образования Развития Детского Творчества и Спорта «Баньян»

http://www.gasu.ru/erudit/

Международное on-line соревнование по решению задач «Интернет-карусель»

ГБОУ Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение»

http://desc.ru/show.html?id=10

Общероссийские предметные олимпиады

ООО «Олимпус»

http://www.olimpus.org.ru/

Всероссийские олимпиады и конкурсы по основным школьным

«Молодежное движение»

http://www.mldv.ru/

Всероссийский дистанционный конкурс по учебным дисциплинам

Индивидуальный предприниматель Вдовин А.А.

http://www.mirzn.com

Всероссийские предметные олимпиады, викторины и конкурсы

Лаборатория дистанционных конкурсов и олимпиад «Ладико»

http://ladiko.ru/home/

Международные творческие проекты и предметные олимпиады

Центр дистанционного развития креативности

http://teachers.kz/

Всероссийские дистанционные предметные олимпиады и конкурсы

Центр дистанционного творчества «Индиго»

Контакты

Возможно самостоятельное участие

Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ учащихся

Общероссийская организация «Малая академия наук «Интеллект будущего»

http://future4you.ru/

Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО»

Всероссийский открытый заочный конкурс-олимпиада «Интеллект-экспресс»

Международный конкурс IQ-ЧЕМПИОН

http://iq-champion.ru

Международные предметные конкурсы и олимпиады

Центр «Снейл»

http://www.nic-snail.ru

Всероссийские дистанционные предметные и творческие конкурсы для учащихся

Научно-образовательный центр «Эрудит»

http://www.erudyt.ru

Всероссийские дистанционные викторины и конкурсы

Проект «Эрудит»

http://eruditez.ru/

Международные дистанционные олимпиады, конкурсы, конференции для школьников

Некоммерческое негосударственное образовательное учреждение Центр дистанционного образования «Эйдос»

http://www.eidos.ru

Всероссийские интеллектуальные мероприятия для школьников

ЦДМ «Фактор Роста»

http://www.farosta.ru

Всероссийские дистанционные творческие конкурсы для всех возрастов

Авторская научная программа поддержки отечественной культуры «Золотая крона» С.В. Саратовского

http://www.zolotaya-krona.ru/

Всероссийские дистанционные олимпиады и конкурсы

Центр развития мышления и интеллекта

http://vot-zadachka.ru

Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие конкурсы

Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Уникум»

http://www.unikru.ru/

Всероссийские дистанционные конкурсные мероприятия

МБОУ дополнительного образования детей Центра интеллектуального развития Ювента

http://uventa.my1.ru/

Всероссийские дистанционные мероприятия

Портал Всероссийских дистанционных мероприятий «Dolphin».

http://www.dolphin-school.ru

Всероссийские предметные и творческие дистанционных соревнования

Центр дистанционного образования «Plus Ultra»

http://www.runfo.ru/centre-plus-ultra.ru

Всероссийские дистанционные интеллектуальные и творческие состязания

Центр интеллектуальных и творческих состязаний «Мир конкурсов»

http://www.mir-konkursov.ru/

Всероссийские дистанционные олимпиады

Дистанционный образовательный портал «Продленка»

http://www.prodlenka.org

Всероссийские дистанционные предметные, межпредметные олимпиады и творческие конкурсы

Образовательный портал «45 минут»

http://www.edu.uray.ru/post/2173

Всероссийские предметные олимпиады, творческие конкурсы, викторины, конференции для учащихся

Всероссийский дистанционный проект МИНОБР.ОРГ

http://minobr.org/

Всероссийские творческие конкурсы

Всероссийский портал «Творческие конкурсы»

http://творческиеконкурсы.рф/

ЯЗЫКОВЫЕ КОНКУРСЫ

Всероссийский конкурс «Россия спортивная»

Издательство «Просвещение» совместно с Управлением по образованию и науке администрации г. Сочи

http://inyaz.prosv.ru/

Международные олимпиады и конкурсы по английскому языку

Интерактивный научно-методический журнал «Сообщество учителей английского языка»

http://www.tea4er.ru/tests

Международные дистанционные проекты по английскому языку

Международный портал дистанционных проектов по английскому языку

http://english-edu.org/

Международный конкурс «Английский в школе»

ООО «Бюро информационных проектов»

http://английскийвшколе.рф

Международный интернет (online) конкурс по английскому языку для учащихся

Открытый международный проект «AMBER STAR»

http://www.amberstar.lt/index.php?action=page&page_id=1

Международные конкурсы

Образовательная компания «РЕЛОД»

http://www.relod.ru
/metodicheskaya_podderzhka/
konkursy/konkursy_20132014/

Всероссийские конкурсы и олимпиады по английскому языку

Сообщество изучающих и преподающих английский язык

http://anglyaz.ru/component/
content/article/31-general/
499-planprospekt.html

Как видно из таблицы, принять участие в дистанционных конкурсах учащиеся могут как непосредственно, так и через педагога-куратора. Некоторые конкурсы возможны для ученика только через педагога.

Темы образовательных проектов, их цели, сроки и формы проведения могут быть различными. Основная же цель любого образовательного проекта направлена на создание его участниками собственного интеллектуально-творческого продукта.

 Системное и целенаправленное участие в рассмотренных ДОП во многом является гарантом успеха ученика, а следовательно и школы.

Литература.

[1] Асмолова Л.М. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. // Интернет-издание «Просвещение».— URL: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=10684
[2] Ващенко Л.В., Челак А.А.. Образовательные конкурсы и олимпиады. // Педагогическое обозрение No 4. — 2011 (112). — С. 2-4.— URL: http://gcro2.nios.ru/DswMedia/po_112.pdf
[3] Жандармова И.В. Каковы преимущества дистанционных конкурсов и проектов? // Интернет-журнал «Эйдос». — 2008. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-5.htm
[4] Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процесс реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. — N 3. — С. 15–18.
[5] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. — М-во образования и науки РФ, 2010 — URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
[6] Хуторской А.В. Дистанционные проекты и олимпиады Центра «Эйдос». // «Компьютер в школе». — 1999. — №1. — URL: http://old.osp.ru/school/1999/01/13031808/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *