Интерактивное обучение

Развивающемуся современному обществу нужны образованные, нравственные, мобильные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Сегодня становится ясно, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. В результате возникает необходимость обновления всей системы образования, что находит свое отражение в разработке и введении новых образовательных технологий во всех учебных заведениях.

Сегодня многие методические инновации связаны с реализацией интерактивного обучения, так как именно такое обучение обладает большими потенциальными возможностями для выполнения социального заказа современного общества.

Актуальность данной темы заключается в том, что в отличие от традиционного обучения, интерактивное в свою очередь дает учителю возможность более полно реализовать целый комплекс таких основных принципов как дидактические, методические, педагогические и психологические и делает процесс познания более интересным и творческим.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам этих идей относят Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Г. Гегеля, Ф. Фрёбеля, А. Дистервега, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинского и других

.

Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух противоположных взглядов на роль ученика. Приверженцы одной точки зрения настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, только учитель, по их мнению, мог проявлять активность.

Сторонники другой точки зрения, среди которых были Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Сенеки, Квинтилиан, считали ученика, соучастником процесса обучения и его активность была главной в обучении.

В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского, Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

«Интерактивный»

означает способность взаимодействовать или находиться в диалоге с кем-либо (человеком) или чем-либо (компьютером). Интерактивное обучение – это обучение, где осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.

Цель интерактивных методов

состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует, что может быть успешным в интеллектуальном плане, что делает процесс обучения более продуктивным; дать знания и навыки, способствующие решению проблем в реальных жизненных ситуациях.

Задачами интерактивных методов обучения являются:

пробуждение у обучающихся интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск или выбор учащимися путей, способов и вариантов решения поставленной учебной задачи (обоснование решения);

умение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать каждого члена команды и его достоинства;

формирование у обучающихся своего мнения;

формирование жизненных и профессиональных навыков;

выход на уровень осознанности учащихся.

Основные приемы и принципы использования интерактивных методов обучения:

· Круглый стол (дискуссия, дебаты)

· Мозговой штурм ( брейнсторм, мозговая атака)

· Деловые и ролевые игры

· Case-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)

· Мастер класс

· Творческие задания;

· Работа в малых группах;

· Интерактивная экскурсия;

· Видеоконференция;

· Социально-психологический тренинг;

· Фокус группа;

· Метод портфолио;

· Метод проектов;

· Сократический диалог;

· Метод «Займи позицию»;

· Групповое обсуждение;

· Метод «Дерево решений»;

· Метод «Попс-формула»

Принципы работы на интерактивном занятии

· занятие не должно быть лекцией, все должны работать вместе;

· все участники равны между собой, несмотря на возраст, опыт, социальный статус, место работы;

· каждый участник имеет право выдвигать собственное мнение по любому вопросу;

· никто из учеников не критикуется (критиковать можно только идею);

· все, что сказано на занятие это информация к размышлению.

· Варианты включения активных и интерактивных методов обучения в структуру урока

· Начало урока – стадия вызова (мотивации, актуализации знаний)

· Обсуждение домашней творческой работы

· «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный)

· Кластеры

· Хук (притча, игра, «крючок»)

· Синквейн («восточный стих»)

· Смысловая часть – подача нового материала (построение и реализация проекта, закрепление)

· Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + — знал ранее; — думал иначе)

· «Инсерт»

· Опорный конспект

· Форма группового взаимодействия — «большой круг».

· Кластеры

· «Аквариум»

· Различные формы дискуссий

· Игровые методы

· Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица)

· Рефлексия – получение обратной связи

· Мини-сочинение

· Хокку (хайку) – японские 3-х стишия

· Сказка

· Незаконченное предложение

· Эссе

· Глоссарий (составление словаря)

· Юмористический рассказ

· Ролевые игры

Прием при котором обучающийся должен свободно импровизировать в рамках заданной ситуации. Ролевая игра обычно основывается на решении проблемы, обеспечивает оптимальную активизацию коммуникативной деятельности обучающихся. Ролевые игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения.

Формы и виды ролевых игр — круглые столы, презентации, интервью, клубы по интересам, сказки, заочные путешествия, пресс-конференции, репортажи, экскурсии.

· Прием «Мозаика». Текст информации делится на куски. Отдельные куски информации подаются учащимся в разбросанном виде. Задача состоит в том, чтобы собрать полный текст информации. Каждый учащийся прочитывает свой кусок, а затем составляют полный текст, опираясь на услышанное.

· Прием «Мозговой штурм» или «Корзина идей». Данный прием предполагает сбор всей информации, которая известна по данной теме с последующим обсуждением.

· Технология «Карусель» .

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо — это сидящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее — это ученики, перемещающиеся по кругу. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут с несколькими собеседниками.

· Технология «Проект»

Эффективность данной технологии очевидна поскольку проект стал одной из активных форм интерактивного обучения и развития коммуникативных умений на уроках английского языка. Данный метод нацелен на развитие активного самостоятельного мышления ребенка и учит его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые он получает, а уметь применять их на практике. Работа над проектом предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.

· Технология «Работа в группе»

Работа в группе дает возможность всем учащимся принять участие в работе, так как она позволяет практиковать навыки сотрудничества и межличностного общения что делает ее одной из самых популярных стратегий. Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Это неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания и почти все виды имитаций.

· Технология «Социологический опрос» имеет своей целью сбор

информации по предложенной теме и предполагает движение учеников по всему классу. Они получают листы, на которых записаны вопросы-задания. Как вариант, можно предложить следующее задание: «Узнай, какие фильмы любят смотреть твои одноклассники. Опроси как можно больше ребят. В данном случае отрабатывается вопрос “What films do you like to see?”, ответ на который часто вызывает затруднения у учащихся, так как требует полного ответа.

· Прием «Снежный ком»

Данный прием хорошо использовать для развития речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Можно отработать лексику по темам: “Toys” (I’ve got a teddy bear, a toy soldier, a dog…) “Clothes” (I have got a shirt, a sweater, …), “Fruits and vegetables” (I like oranges, bananas, apples …).

Преимущества использования интерактивных методов обучения:

· Активизируют всех учащихся;

· Весело и интересно;

· Повышается мотивация к обучению;

· Позволяют разнообразить формы работы на уроке;

· Позволяют применить знания на практике;

· Учат самостоятельной работе;

· Развивают умственную деятельность;

· Развивают умение работать в команде;

· Позволяют выявить разные точки зрения;

· Воспитывают культуру общения;

· Облегчают восприятие нового материала;

· Стимулируют познавательную активность;

· Повышают самооценку и удовлетворение от своего труда;

· Учат слушать, понимать, реагировать на собеседника

· Недостатки использования интерактивных методов обучения:

· Требуют много времени для подготовки учителя;

· Трудно дать объективную оценку каждому участнику, работающему в группе;

· Не учитывают разноуровневую подготовку в пределах одной группы;

· Не все предметы и темы предполагают применение данных технологий;

· Много шума при групповых передвижениях по классу.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *